А может это всё пустяк?
Чищу ссылки в планшете перед переустановкой. Сохраню, полезное.
Год назад племяшка регулярно резала лезвием запястья. Чуть расстроит что-то, запирается в ванной. С лезвием и пластырем. Разговоры помогали ненадолго, до следующего негатива. Закончилось резко. Будучи в гостях, резанула керамическим ножом, не знала, что настолько острый. Зашили в травмпункте, вены не задела. Остался шрам тоненький и наконец дошедшее до мозга осознание конечности. Больше попыток не было. Насколько я знаю.
Мне, как маме, пока не особо актуально, но на будущее сохраню. Очень доходчиво от Петрановской.
spektr.press/my-tak-boimsya-chto-rebenka-zabere...

...мне хочется сегодня поговорить о том, о чем сложно и не очень хочется думать. О том, что у стремления защитить детей и позаботиться о них, об их безопасности, здоровье, нравственности, будущем, есть теневая сторона.
Как еще описать эффект от потрясшей многих российских родителей статьи в «Новой газете» о подростковых суицидах?
«Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь», – сказал сто лет назад Януш Корчак, и за эти сто лет все стало еще серьезнее. Чем благополучнее мы живем, тем меньше хотим страдать. Тем больше контролируем и стелем солому стогами и вату слоями. Мы не хотим иметь ни малейшего риска, перекрываем все лазейки для смерти – а она вдруг оказывается прямо в сердце так рьяно оберегаемого ребенка. Мы можем защитить ребенка от чего угодно, только не от него самого. Если только мы не готовы сделать ему лоботомию – ради его безопасности. И, мне кажется, именно осознание этой истины лежит в основе того ужаса, в который ввергла родителей статья в Новой. Нам придется научиться с этим жить, если мы хотим, чтобы наши дети жили.


@темы: грусть-тоска

Комментарии
25.02.2017 в 15:07

Замечательная статья. Тема очень страшная, только за мою бытность преподавателем, а это около 7 лет, что ли, я дважды столкнулась с нею. Очень страшно, когда понимаешь, несколько больше та, другая, за-школьная, жизнь у ребят.
27.02.2017 в 04:43

А может это всё пустяк?
Etho, вот только нас все больше заставляют "стелить соломку" детям и ограничивать их свободу... Неправильно это. Вроде бы должно быть понятно, что свобода делать ошибки и на их примере учиться, быть должна! Так же, как и рамки, и авторитет! Но кому-то это кажется излишне опасным (((.
Несколько дней назад в парке на горке выгуливала своих шилопопов. В будни детей мало, поэтому к нам в компанию тут же влились брат лет 9 и сестренка, ей 5 лет. Совместно скребли песок над теплотрассой и посыпали обледенелый подъем на горку. Узбеки, гуляют одни, одеты не шибко дорого и не вполне по размеру. При этом очень адекватные, вежливые, умные, неагресивные, внимательны не только друг к другу, но и к моим, поскольку те младше. На горке отслеживали, чтоб не задавить, помогали ватрушку/санки затаскивать Даше. Огромный контраст по сравнению с залюбленными сверхопекой родителей остальными детьми. Мы собрались домой и они к себе отправились. Прощаясь, обсудили предстоящее представление со сжиганием Масленицы. Мальчик сказал, что туда им без взрослых нельзя, хотя это и ближе к дому. Все-таки пришли сегодня )), там и встретились. Плясали, играли, глазели. Брат все время глаз не спускал с сестренки, заботился, чтоб не толкнули. Держались меня, особенно девочка. Все ж знакомые, пусть и шапочно ))). А я по привычке расширила круг заботы и на них, отслеживала - инстинкты ребенка из многодетной семьи, видимо )). Восхитили меня ребятки, честно. А на взгляд опеки, наверняка, пограничная ситуация - отобрать и причинить добро. Срочно.
Мои зайцы не будут такими заботливыми друг к другу наверняка. Потому что я всегда рядом, при необходимости забочусь о каждом из них - я. Потребности присматривать, оберегать друг друга у них нет. Они скорее конкуренты, что и демонстрируется регулярно. Создавать им соответствующие условия, т.е. снижать объем опеки = рисковать ненужным вниманием со стороны чиновников по охране детства. Сейчас обращение в травмпункт на 99% повлечет за собой визит полиции и инспектора ПДН. Ну смешно же! В детстве взаимовыручка вырабатывалась естественным путем, сейчас же необходимо искусственно создавать игровые ситуации, требующие того же. И не факт, что сработает - все ж понимают, что игра. Грустно, растим несамостоятельных эгоистов по требованию чиновников. Как там было в статье про Детство-2030... Дети - это капитал, инвестиции, будущая дойная корова, налогоплательщики, должны к совершеннолетию быть максимально здоровы физически, минимально стремиться к инакомыслию. Утрирую. Но основное направление такое. Увы.
27.02.2017 в 07:58

Согласна. Ну и вообще чаще всего ситуация складывается так, что современному ребёнку и впрямь негде испытать множество эмоций в не-игровой, но довольно мчгкой форме.
У меня недавно психолог спрашивала про мою дочь, и я поняла, что у неё почти нет возможности испытать страх, печаль, грусть... И вряд ли что-то изменится, не устраивать же специальные мероприятия по испытанию тех или иных эмоций.
Проблема в том, что дети все равно столкнутся с ними, но только когда обстоятельства будут много сильнее родительской власти: смерть близких, потеря работы и прочее.
27.02.2017 в 13:33

А может это всё пустяк?
Да, именно. Столкнутся неподготовленными. Пытаюсь корректировать, опираясь на детские воспоминания.. Нас родители таскали на слеты туристят, в походы водные и горные. Мы там по лесу шастали совершенно самостоятельно. Сестра вспоминает с ужасом столько опасностей было кругом. А я как-то с восторгом. Вот там многое нарабатывается.
Помнится, лет в восемь на слете обыгрывался квест, будто дети решили тайком уйти искать клад в лесу. Я не шла, пока сын организатора Женька не признался, что взрослые в курсе. Мой аргумент - родители будут волноваться и, если что, не знают, где нас искать. В итоге шарились полдня по бурелому с картой, переходя речку и овраги по поваленным деревьям, по параллельно натянутым тросам, помогали друг другу... Наверняка взоослые все же присматривали скрытно за нашей шайкой, но ощущение "сам за себя и за друзей" было полнейшим. Очень много мне подобные моменты дали.
И сегодня это возможно. Но большинство, и мой муж в том числе, считают ненужным риском (((. На меня с ужасом на детских плошадках смотрят, когда дети залезают на лазалки разнообразные, а я за ногу не держу судорожно )))). Когда Даша еще не умела ходить, я отпускала её ползать по площадке. Штаны все в хлам протерты и испачааны за этот период. Зато девица ловкая и самостоятельная выросла. Но КАК же на меня посматривали бабушки-мамушки с колясками ))). Осуждение огромными буквами читалось. Думаю, от жалобы в опеку спасала брендовая однжда и дорогие игрушки/девайсы ))). Большинство взрослых свободу младенца воспринимает, как отсутствие присмотра и оставление в опасности. Смотрнли с возмущением - взрослые. А пассажиры колясок - с завистью ))))

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии