А может это всё пустяк?
Читаю мамуФеню. Поведение Рената заинтересовало. Есть моменты, пересекающиеся и пугающие оттого. Копирую себе для обдумывания.
отсюда: fenechka-k.livejournal.com/48675.html
Старая тема на ЛВ и в ЖЖ
2009-2012.littleone.ru/showthread.php?t=419440 forum.littleone.ru/showthread.php?t=2240169
fenechka-k.livejournal.com/408.html
Новая/старая тема с Ренатиком уже:
forum.littleone.ru/showthread.php?t=6865280&pag...
читать дальше
Теперь непосредственно о когнитивном.
Может буквально часами (если не останавливать) выкрикивать какое-нибудь слово или фразу. "Почтальон Печкин!! Почтальон Печкин!! Почтальон Печкин!!" или "Джейсон!! Джейсон!! Джейсон!!" (имя одного из одноклассников). Возит что-нибудь по полу туда-сюда и орет вот так...
Эхолалит чужую речь. Эхом повторяет сказанную фразу. На этап развития речи не похоже. Тем более, что сохраняется вот уже 1,5 года.
Задает даже не вопросы, а "звучит" в вопросительной форме. По дороге в школу проходим мимо стройки и КАЖДЫЙ раз (еще ж на обед туда-сюда ходим) - "Это строители? Они что делают?"
Какое-то время ловишься и на автомате отвечаешь. Потом начинаешь замечать, что вопросы двухсотый раз одни и те же. Начинаешь переспрашивать - "Ренат, а кто это? ТЫ как думаешь?" Отвечает - "Строители". "Что они делают?" - "Дом строят". То есть - предыдущий дофигильон раз он ответы слышал и даже запомнил. Но зачем-то продолжает спрашивать. На следующий день все повторится.
Если б один-два таких эпизода за день, то можно и потерпеть, подиалогировать. Но это повторяется по сотне раз за день по всем ничего не значащим поводам.
Уже супер-пупер терпеливая бабушка рявкает - "Сам подумай!!" или "Прекрати!!"
Он не ведет диалог, он "звучит" ради самого процесса.
Кстати может организм сейчас сосредоточился на физическом развитии, а на когнитивном экономит.
Думаю что с интеллектом у него все нормально. Просто он из тех. кого система травмирует сильнее. Депривация. И все оттуда. Мы проходили подобное. Очень не просто. И методы борьбы совсем не популярные. к сожалению. Нам как то всегда помогало - проговаривать четко и коротко все. Взросло и честно. Может не лучший вариант но других методов особенно не находилось. Сильно в лучшую сторону подвинулось после 3 класса.
Наш успел оттрубить в системе 2и9. К етому возрасту он твердо решил что в том мире он один. И доверять ни кому не собирался. Внимание зато научился добывать изощренными способами - например наорать аффективно-респираторный приступ. Орал - мама не горюй. Ночью - совсем без причин мог включиться. Всякие аутичные заморочки были. Общаться ни с кем не умел совсем. Глупую рожу включить и тупить - наше все. В общем - я вас очень понимаю. И вопросы бесконечные про одно и тоже были. Сейчас милый младенчик 12 годиков. Некоторые вещи тревожные остались. но в целом - обычный троечник. Милый домашний добрый умеющий обижаться и не обижать. Чего нам ето стоило :-) Труднее всего было то что обычные приемы воспитания не действовали совсем а делать то что то было надо. Выбрались! И у вас все получится.
Вот, кстати, да. Он считает, что директор всего земного шара - это он сам. Никаких обращений за помощью или разрешением.
Вваливается на кухню: "Я буду обедать!!"
"Тебя никто еще на звал, обед не готов."
"Я не буду купаться!"
"Милый мой, это решаешь не ты. Я могу предложить тебе - если не хочешь сегодня купаться, можешь не купаться."
Пофиг все. Полтора года ОН орет по вечерам - буду купаться/ не буду купаться!
С "песТнью акына" - обычная для наших, приемных, тема.
Мне кажется, это такой невроз/тревожность упустить внимание. На всякий случай заполнять звуковое пространство, создавая иллюзию общения. Это реально делают многие. когда это дите 10-13 лет - бесит еще круче.
Еще мысль: сложности в обучении м.б связаны с пропуском и _других_ важных телесных этапов развития: ползания, переворачивания, знакомства со своим телом, знакомство с игрушками и т.п. Обычный малотравмированный ребенок может некоторые из пропущенных этапов восполнить в более взрослом возрасте.
Травмированный ребенок может нуждаться в возвращении и проживании этих этапов на довольно "примитивном" (для своего возраста) уровне. Где-то читала разработки этой темы у российских психологов, но ссылку наверное уже не найду..
Естественно, нет. Не бьют. И естественно нет, ваш ор не приносит сексуальное удовлетворение.
А тактильный контакт - может вызывать определенное чувственное удовольствие. И это нормально. Но если изначально с контактом был дефицит, вполне возможно зависание, зацикливание на приятных ощущениях, попытки их искусственно сымитировать или даже получить через вербальную или невербальную агрессию взрослых.
И я заранее прошу прощение, за столь.. тревожную тему. Про эрекцию сейчас разговора не идет.
Но знакомство со своим телом у ребенка происходит в возрасте нескольких месяцев. А если ребенка пеленают или если есть проблемы с мышечном тонусом, все естественные процессы идут наперекосяк. И чем старше становится ребенок, тем больше и больше нарастает этот ком проблем.
Про физические этапы первых лет жизни я могла бы рассказать немного больше.
Когда речь идет о пропущенных или кривоусвоенных этапах этого периода, есть такое правило: начинать этап с самого начала. Не усвоены установочные рефлексы? Делаем упражнения на установочные рефлексы. Не умел переворачиваться на бок? Делаем упражнения по переворачиванию на бок. Не ползал? Ползаем. Не самостоятельно, так при помощи взрослых. И так далее. Это адский труд. Но только так можно натренировать нервную систему.
Хотя для деток со столь сильным гипотонусом могут быть другие системы.
Иногда дети могут компенсировать пропущенный этап самостоятельно в более старшем возрасте. Или нет. Иногда родителям и самому ребенку не критично, если какой-то этап пропущен. А иногда критично.
Вопрос реабилитации - это всегда вопрос личных ресурсов. И ребенка, и родителей.
От души желаю вам адекватных помощников.
Он да, слишком хрупкий для сиротпрома оказался. Около годика он лег и начал умирать. Без каких бы то ни было соматических причин. Ел, но чудовищно худел. Ни на что не реагировал. Его отправили умирать в хоспис.
А там - бац - сестры из какого-то местного прихода шефствовали. И они начали его, что называется, "пестовать". Он увидел, что, может в этом мире не все еще потеряно и умирать разсобирался.
Его перевели обратно в ДР.
Я почему так и билась за него, что знала - исчезни мы, он ляжет да помрет.
Кстати, у них там половина ДРс этой проблемой было, да и сейчас, я уверена, есть (((
Что-то у них там с атмосферой не то, что дети жить не хотят. Хотя внешне все не так ужасно, не нищий ДР, средненький. И у Татьяны точно так же было - дистрофия 4 степени.
Ой неблагодарное дело интернету лечить. Ну вы только тогда делите все на 10 и учитывайте, что ребенка я не вижу.
Вообще-то есть генетически обусловленная программа, прилепляться ребенком к кому-то большому, преувеличивать его силу, привлекать его симпатию, повторять его поведение и чуствовать себя в его системе защищенно. Это источник большого количества положительных эмоций и возможность поддерживать многие гормональные цепочки в равновесии.
Если генетическая программа по каким-то причинам слетела, ребенок теряет способность прилепляться и чуствовать безопатность по факту заботы большого и сильного. При этом взрослый может на голове стоять, пытаясь обеспечить ту самую безопастность, пстречной реации не будет. Ребенок находится в постоянном стрессе.
А дальше есть такой вариант развития, что ребенок, безопасность от прилепления заменяет безопасностью от контроля взрослого. Чаще это случается с детьми с инетелектом выше среднего. Если форма ярко выраженная, то получается картинка похожая на ту, что вы описали: использование дефекации в своих целях, кажущаяся неспособность освоить горшковую науку, туповатый вид, невосприимчивость ко всему, чему вы попытаетесь научить, невосприимчивость к наказаниям. У ребенка просто нет потребности вписаться в социум и получить одобрение. Зато очнеь сильна потребность, контролировать Вас и ощущать, что вы его контролировать не можете. А как ребенку проявить власть над вами? Полный памперс в неподоходящий момент - это очень даже метод. Вы нервничаете, прыгаете, занятие, которое Вам так важно (как кажется ребенку) срывается. А начнете возмущаться - вот Вам тупой взгляд в пространство! Понервничайте еще. Ну не наказахывать жестко же за полный памперс. Так же ребенок откровенно тупит, ничего не понимает, не пользуется языком (часто никаким). КАк раз те вещи, которым Вы интенсивно пытаетесь его научить, особенно активно „не усваиваится“, поскольку включаются ребенком в тематику борьбы за власть. Вохможность контролировать взрослого, не делать, то чего от него ждут и другой стороны принуждать к тому, чего взрослый очевидно делать не хочет дает ребенку как те положительные гормоны, которые не вырабатываются в типичных ситуациях привязанности.
Это объяснило бы проблемы с туалетом, с французским, утренние крики, бессмысленные вопросы и многое другое. Ситуацию с папкой не объяснило бы.
Почему вылезло именно сейчас? Может быть действительно реакция страха на пояление нового ребенка. Но вообще-то и мозги зреют, техники манипуляции оттачиваются. Дорос. Я думаю, тут комбинация обоих факторов.
Что делать? Так-таки с психиатром выяснять, откуда ноги растут. Проблема может быть реакцией на травму брошенности. Если это только оно, как правило хорошо помогает коррекция поведения, то, о чем я говорила. Ребенку надо столкнуться с тем, что он имеет дело с большим и сильным, который контролирует все и не дает себя манипулировать. Как ситуация с кроваткой: приставлять к нему взрослого, который каждый раз будет с восторгом пару часов держать его в кроватке чем-то пичкать (необязательно горьким), разрабатывать аналогичную систему с памперсом и со всем остальным. Фактически его надо какое-то время держать под жестким контролем, не давать от себя отходить, подавая это не как наказание, а как лечение и помощь. Я знаю, что проблема – ресурсы. Фактически происходит деградация в стадию младенческой зависимости. Ребенок сперва активизирует протест, потом в какой-то момент сдается, принимает зависимость, если Вы очень упорны и последовательны, и включается гормональная перестройка. У многих травмированных детей на этом месте происхоит щелчок и все стает на свои места. Но для этого нужно как минимум несколько месяцев последовательной работы. „мы его наказываем, а ему это ни о чем, мы пробовали уже пять раз, нет, десять раз“ – это ни о чем. Это еще борьба за власть, а не лечение.
Другой вариант – проблема все-таки имеет под собой генетически-гормональную основу и детдомом только усугоблена, тогда без таблеток, увы, наверное, не обойтись.
Но в любом случае мы находимся в области, где надо действовать не по наводке из интернета, а под прикрытием хорошего психиатра. Так что…
Я тоже грешным делом в сторону аутичных черт подумала. Не только эхолалии, но и вопросы по 100 раз про строителей (и другое из описанного) на ритуалы смахивают. + Непонимание, как нормально идти на контакт.
Вот читаю и думаю, что похоже все на регрессию, похоже, что Борюсик своим появлением спровоцировал. Когда Ренат понял, что младший конкурент пришёл навеки поселиться, стал "делать вам младенца".
Кроме того, ускоренное физическое развитие, возможно, забирает большую часть сил. Отсюда стереотипии в играх и поведении. А тут он ещё получил соперника в нагрузку. Интеллектуальное развитие начинается с точки покоя, когда ребёнок чувствует себя защищено. А Ренату, похоже, собственных энергетических ресурсов не хватает сейчас, тревожно. Какая уж тут учёба.
Все ,конечно, может случиться. Но если вы его когда-то считали умным мальчиком, просто-то так он поглупеть не может.
А может эти вопросы, на которые он знает ответы, это, своего рода, ритуал? Ну или типа проверяет, всё ли ещё так как всегда или не дай бог что-то поменялось не в лучшую сторону? А то вдруг если строители больше не строители, то мы и вовсе не в школу идём а куда-нибудь в другое незнакомое место и там будет страаааашно?
В человеческой психике есть такая особенность: мы не то что конкретного человека принять не можем, а психика сопротивляется против сопровождающих его физ.недостатков, психологических травм и странностей в поведении. Наш животный инстинкт восстает против нежизнеспособной в суровых природных условиях особи, если уж совсем грубо. Слабый член стаи — угроза для всей стаи.
Как бы мы ни хорохорились, ни кричали про высокую духовность и мыжеЛЮДИ, но, по сути, мы всё-таки животные. Одухотворённые, да, с Божьей искрой в душе, но животные. Со всеми отсюда вытекающими и выползающими.
Как говорит мою любимый спец по работе с неуравновешенными владельцами собак Цезарь Миллан: "Не надо себя винить, так будет сложнее измениться".
И да, он плохо доверяет еще и потому, что он меня помнит, сколько себя, я думаю (с 2-х лет) и все это время до 5-ти лет, я то появлялась на несколько недель, а то и дней, а потом снова растворялась в тумане на многие месяцы. Что для маленького ребенка вечность.
Я почти на 100 % уверена, что он считает меня той, которая его когда-то бросила. Может специально и не думает, ибо нечем пока ))) но чувствует так, я практически уверена.
Что не добавляет нам взаимопонимания ((
А по поводу Рената что хочу сказать. Вы, мамашенька, люто зажрались всё-таки много от него хотите, как мне кажется. Да, у вас прекрасная семья, Вы чумовая мать, снимаю шляпу. Но! Годы в системе будут икаться ему всю оставшуюся жизнь. Это суровая правда и от неё не спрячешься. Как — другой вопрос, жизнь покажет. И потом, человек семимильными шагами догонял сверстников не столько в интеллектуальном плане, сколько в физическом. Если бы надо мной в столь сжатые сроки провели столько мед.экзекуций, то я бы начала убивать налево и направо тоже стала чудить. Как минимум. Дайте ему ещё времени и не заостряйте внимание на негативе, переключайтесь сами и переключайте его.
я умного ничего не скажу про психиатрию и про какие-то сложные аспекты депривации, я про себя могу)
, потому что самое главное для меня - чтоб дите не раздражало. И тогда мне все равно, что оно орет, скачет обезьяной, ворует еду или писает мимо горшка все время и что если к нам кто придет в гости по случаю и написает на пол, то и спасибо, в общем-то, большое, никто не заметит.
самое сложное, как я понимаю, то, что он делает что-то совершенно мерзостное для твоего глаза и с этим надо жить. А настроение это наше все. Это наша сила и успех.
поэтому я тебя жалею, обнимаю и шлю дополнительные лучи к твоей огромной доброте и чувству юмора, чтобы тебя хватало на все его ерзанья и закатывания глаз и чтобы тебе не проваливаться со всем этим в темноту, а принимать со здоровым сарказмом.
про повторения я вот самолично читала какого-то умного врача, что это болезненная потребность в стабильности. вот каждый день на одном и том же месте видеть одно и то же и задавать один и тот же вопрос - это для больных признак стабильности. любые перемены вгоняют в невроз. а в случае с детьми это неосознанное стремление жить в устойчивом мире в полной стабильности.
не помню, кто из великих сказал, но это как раз ваш случай: "пока я был в концлагере, мне еженощно снились кофе и булочка, это было два года. С тех пор прошло 40 лет, у меня каждое утро есть кофе и булочка, но еженощно снится концлагерь".
Рената догоняет весь овощной сюр из прошлого. Зачем он так старательно возвращается туда мысленно, и бессознательно проигрывает весь этот ад - не знаю. И бессмысленный ( с твоей точки зрения) развлекаловки, и эхолалии, и тесный контакт с малознакомыми (ребятишки так маструбируют, обтираясь об волонтеров и приходящих "гостей" - это все отдача, прилетающая из веселого заведения под названием дом ребенка.
Почему у Татьяны этого нет? потому, что она сидела овощем и ни с кем не контактировала - ей не с чем сравнить - она из вакуума попала в огромный информационный поток, и свыклась с этим. а Ренат -был членом "местной тусовки", вместе со всеми "развивался", "сек местную поляну" - вот оно и догоняет теперь. Рену необходимо выплеснуть этот жуткий опыт и вырваться из собственного персонального Адика. Но самостоятельно такие дела не делаются.
Я предполагаю, что местные психологи тебе не смогут помочь, потому, что собственными глазами не видели, через ЧТО пришлось пройти твоему ребенку. Попробуй как нибудь (с инетом она не дружит) связаться с Татьяной Владимировной Дорофеевой.
Ренат пять лет в системе отсидел, т.е. если исходить из распространённой гипотезы, что его реальный психологический возраст - это паспортный минус "вырванные годы", то он сейчас как раз где-то примерно наравне с Борюсиком, а то и помладше местами.
То, что он не сразу с появлением Борюсика откат выдал - возможно, в первое время Ренат просто надеялся, что Борюсик у вас в гостях ненадолго, а когда понял, что и он "пришёл навеки поселиться", тогда и начал выдавать "лялечку".
Касательно улучшения пространственного восприятия - можно попробовать пока отстать от него с кубиками-пазлами и действительно оставить только самые простейшие разрезанные пополам картинки. И хвалить-хвалить, когда получается, чтобы вернуть ребёнка в зону успешности. Можно попробовать на пару с ним и с Борюсиком заниматься - иногда "здоровая конкуренция" подстёгивает (подглядывание у соседа по занятиям иногда приносит гораздо больше пользы, чем выслушивание маминых объяснений, от которых ребёнок уже привык абстрагироваться). Можно давать им задания типа "положи кубик В коробку, а шарик НА машинку, куклу ПОД книгу" и т.п., причём желательно придумывать как можно более неожиданные варианты.
По поводу развития зоны успешности: посмотрела ваше цирковое видео - Ренат там на сцене всего-то пару минут, но за это время такую порцию харизмы на-гора выдал, что просто ух! Мне его образ Чарли Чаплина напомнил. Может, пока что на этом направлении сосредоточиться? Если он освоил ходьбу без опоры с таким гандикапом, то у него должно быть, по идее, потрясающее чувство равновесия. Может, попробовать предметы какие-нибудь балансировать? Например, шляпу-котелок сначала просто вверх ногами на макушке, а позже такой трюк, когда шляпа сначала на ребре на лбу установлена, а после резкого кивка головой сама на голову надевается. Или какой-нибудь мячик поролоновый на плече удержать (можно его препарировать - выковырять немного середину и положить туда стеклянную бусину - тогда он, по идее, устойчивее должен быть). Или в зубах держать какую-то тросточку (типа палочки от мороженого, только подлинее и пошире) и на ней сначала картонный рулончик от туалетной бумаги, поставленный торчком, удержать пытаться, а когда начнёт получаться, то два рулончика друг на друге, один рулончик на боку и т.п. Заметно было по видео, что он ловит настоящий драйв от внимания публики, т.е. такие занятия будут нужны именно ЕМУ, а не вам, и будет меньше желания вас потроллить, как это сейчас происходит при сборке кубиков.
Ну и про "крокодила в полосочку" тоже очень правильная стратегия - деть просто пообщаться хочет, а ввиду маленького кругозора подходящих тем не находит. Я своим на традиционное "что делаешь" часто отвечала "сапоги с вареньем кушаю" - их тоже сразу на смех пробивало и дурацкие вопросы на некоторое время прекращались.
отсюда: fenechka-k.livejournal.com/48675.html
Старая тема на ЛВ и в ЖЖ
2009-2012.littleone.ru/showthread.php?t=419440 forum.littleone.ru/showthread.php?t=2240169
fenechka-k.livejournal.com/408.html
Новая/старая тема с Ренатиком уже:
forum.littleone.ru/showthread.php?t=6865280&pag...
читать дальше
Теперь непосредственно о когнитивном.
Может буквально часами (если не останавливать) выкрикивать какое-нибудь слово или фразу. "Почтальон Печкин!! Почтальон Печкин!! Почтальон Печкин!!" или "Джейсон!! Джейсон!! Джейсон!!" (имя одного из одноклассников). Возит что-нибудь по полу туда-сюда и орет вот так...
Эхолалит чужую речь. Эхом повторяет сказанную фразу. На этап развития речи не похоже. Тем более, что сохраняется вот уже 1,5 года.
Задает даже не вопросы, а "звучит" в вопросительной форме. По дороге в школу проходим мимо стройки и КАЖДЫЙ раз (еще ж на обед туда-сюда ходим) - "Это строители? Они что делают?"
Какое-то время ловишься и на автомате отвечаешь. Потом начинаешь замечать, что вопросы двухсотый раз одни и те же. Начинаешь переспрашивать - "Ренат, а кто это? ТЫ как думаешь?" Отвечает - "Строители". "Что они делают?" - "Дом строят". То есть - предыдущий дофигильон раз он ответы слышал и даже запомнил. Но зачем-то продолжает спрашивать. На следующий день все повторится.
Если б один-два таких эпизода за день, то можно и потерпеть, подиалогировать. Но это повторяется по сотне раз за день по всем ничего не значащим поводам.
Уже супер-пупер терпеливая бабушка рявкает - "Сам подумай!!" или "Прекрати!!"
Он не ведет диалог, он "звучит" ради самого процесса.
Кстати может организм сейчас сосредоточился на физическом развитии, а на когнитивном экономит.
Думаю что с интеллектом у него все нормально. Просто он из тех. кого система травмирует сильнее. Депривация. И все оттуда. Мы проходили подобное. Очень не просто. И методы борьбы совсем не популярные. к сожалению. Нам как то всегда помогало - проговаривать четко и коротко все. Взросло и честно. Может не лучший вариант но других методов особенно не находилось. Сильно в лучшую сторону подвинулось после 3 класса.
Наш успел оттрубить в системе 2и9. К етому возрасту он твердо решил что в том мире он один. И доверять ни кому не собирался. Внимание зато научился добывать изощренными способами - например наорать аффективно-респираторный приступ. Орал - мама не горюй. Ночью - совсем без причин мог включиться. Всякие аутичные заморочки были. Общаться ни с кем не умел совсем. Глупую рожу включить и тупить - наше все. В общем - я вас очень понимаю. И вопросы бесконечные про одно и тоже были. Сейчас милый младенчик 12 годиков. Некоторые вещи тревожные остались. но в целом - обычный троечник. Милый домашний добрый умеющий обижаться и не обижать. Чего нам ето стоило :-) Труднее всего было то что обычные приемы воспитания не действовали совсем а делать то что то было надо. Выбрались! И у вас все получится.
Вот, кстати, да. Он считает, что директор всего земного шара - это он сам. Никаких обращений за помощью или разрешением.
Вваливается на кухню: "Я буду обедать!!"
"Тебя никто еще на звал, обед не готов."
"Я не буду купаться!"
"Милый мой, это решаешь не ты. Я могу предложить тебе - если не хочешь сегодня купаться, можешь не купаться."
Пофиг все. Полтора года ОН орет по вечерам - буду купаться/ не буду купаться!
С "песТнью акына" - обычная для наших, приемных, тема.
Мне кажется, это такой невроз/тревожность упустить внимание. На всякий случай заполнять звуковое пространство, создавая иллюзию общения. Это реально делают многие. когда это дите 10-13 лет - бесит еще круче.
Еще мысль: сложности в обучении м.б связаны с пропуском и _других_ важных телесных этапов развития: ползания, переворачивания, знакомства со своим телом, знакомство с игрушками и т.п. Обычный малотравмированный ребенок может некоторые из пропущенных этапов восполнить в более взрослом возрасте.
Травмированный ребенок может нуждаться в возвращении и проживании этих этапов на довольно "примитивном" (для своего возраста) уровне. Где-то читала разработки этой темы у российских психологов, но ссылку наверное уже не найду..
Естественно, нет. Не бьют. И естественно нет, ваш ор не приносит сексуальное удовлетворение.
А тактильный контакт - может вызывать определенное чувственное удовольствие. И это нормально. Но если изначально с контактом был дефицит, вполне возможно зависание, зацикливание на приятных ощущениях, попытки их искусственно сымитировать или даже получить через вербальную или невербальную агрессию взрослых.
И я заранее прошу прощение, за столь.. тревожную тему. Про эрекцию сейчас разговора не идет.
Но знакомство со своим телом у ребенка происходит в возрасте нескольких месяцев. А если ребенка пеленают или если есть проблемы с мышечном тонусом, все естественные процессы идут наперекосяк. И чем старше становится ребенок, тем больше и больше нарастает этот ком проблем.
Про физические этапы первых лет жизни я могла бы рассказать немного больше.
Когда речь идет о пропущенных или кривоусвоенных этапах этого периода, есть такое правило: начинать этап с самого начала. Не усвоены установочные рефлексы? Делаем упражнения на установочные рефлексы. Не умел переворачиваться на бок? Делаем упражнения по переворачиванию на бок. Не ползал? Ползаем. Не самостоятельно, так при помощи взрослых. И так далее. Это адский труд. Но только так можно натренировать нервную систему.
Хотя для деток со столь сильным гипотонусом могут быть другие системы.
Иногда дети могут компенсировать пропущенный этап самостоятельно в более старшем возрасте. Или нет. Иногда родителям и самому ребенку не критично, если какой-то этап пропущен. А иногда критично.
Вопрос реабилитации - это всегда вопрос личных ресурсов. И ребенка, и родителей.
От души желаю вам адекватных помощников.
Он да, слишком хрупкий для сиротпрома оказался. Около годика он лег и начал умирать. Без каких бы то ни было соматических причин. Ел, но чудовищно худел. Ни на что не реагировал. Его отправили умирать в хоспис.
А там - бац - сестры из какого-то местного прихода шефствовали. И они начали его, что называется, "пестовать". Он увидел, что, может в этом мире не все еще потеряно и умирать разсобирался.
Его перевели обратно в ДР.
Я почему так и билась за него, что знала - исчезни мы, он ляжет да помрет.
Кстати, у них там половина ДРс этой проблемой было, да и сейчас, я уверена, есть (((
Что-то у них там с атмосферой не то, что дети жить не хотят. Хотя внешне все не так ужасно, не нищий ДР, средненький. И у Татьяны точно так же было - дистрофия 4 степени.
Ой неблагодарное дело интернету лечить. Ну вы только тогда делите все на 10 и учитывайте, что ребенка я не вижу.
Вообще-то есть генетически обусловленная программа, прилепляться ребенком к кому-то большому, преувеличивать его силу, привлекать его симпатию, повторять его поведение и чуствовать себя в его системе защищенно. Это источник большого количества положительных эмоций и возможность поддерживать многие гормональные цепочки в равновесии.
Если генетическая программа по каким-то причинам слетела, ребенок теряет способность прилепляться и чуствовать безопатность по факту заботы большого и сильного. При этом взрослый может на голове стоять, пытаясь обеспечить ту самую безопастность, пстречной реации не будет. Ребенок находится в постоянном стрессе.
А дальше есть такой вариант развития, что ребенок, безопасность от прилепления заменяет безопасностью от контроля взрослого. Чаще это случается с детьми с инетелектом выше среднего. Если форма ярко выраженная, то получается картинка похожая на ту, что вы описали: использование дефекации в своих целях, кажущаяся неспособность освоить горшковую науку, туповатый вид, невосприимчивость ко всему, чему вы попытаетесь научить, невосприимчивость к наказаниям. У ребенка просто нет потребности вписаться в социум и получить одобрение. Зато очнеь сильна потребность, контролировать Вас и ощущать, что вы его контролировать не можете. А как ребенку проявить власть над вами? Полный памперс в неподоходящий момент - это очень даже метод. Вы нервничаете, прыгаете, занятие, которое Вам так важно (как кажется ребенку) срывается. А начнете возмущаться - вот Вам тупой взгляд в пространство! Понервничайте еще. Ну не наказахывать жестко же за полный памперс. Так же ребенок откровенно тупит, ничего не понимает, не пользуется языком (часто никаким). КАк раз те вещи, которым Вы интенсивно пытаетесь его научить, особенно активно „не усваиваится“, поскольку включаются ребенком в тематику борьбы за власть. Вохможность контролировать взрослого, не делать, то чего от него ждут и другой стороны принуждать к тому, чего взрослый очевидно делать не хочет дает ребенку как те положительные гормоны, которые не вырабатываются в типичных ситуациях привязанности.
Это объяснило бы проблемы с туалетом, с французским, утренние крики, бессмысленные вопросы и многое другое. Ситуацию с папкой не объяснило бы.
Почему вылезло именно сейчас? Может быть действительно реакция страха на пояление нового ребенка. Но вообще-то и мозги зреют, техники манипуляции оттачиваются. Дорос. Я думаю, тут комбинация обоих факторов.
Что делать? Так-таки с психиатром выяснять, откуда ноги растут. Проблема может быть реакцией на травму брошенности. Если это только оно, как правило хорошо помогает коррекция поведения, то, о чем я говорила. Ребенку надо столкнуться с тем, что он имеет дело с большим и сильным, который контролирует все и не дает себя манипулировать. Как ситуация с кроваткой: приставлять к нему взрослого, который каждый раз будет с восторгом пару часов держать его в кроватке чем-то пичкать (необязательно горьким), разрабатывать аналогичную систему с памперсом и со всем остальным. Фактически его надо какое-то время держать под жестким контролем, не давать от себя отходить, подавая это не как наказание, а как лечение и помощь. Я знаю, что проблема – ресурсы. Фактически происходит деградация в стадию младенческой зависимости. Ребенок сперва активизирует протест, потом в какой-то момент сдается, принимает зависимость, если Вы очень упорны и последовательны, и включается гормональная перестройка. У многих травмированных детей на этом месте происхоит щелчок и все стает на свои места. Но для этого нужно как минимум несколько месяцев последовательной работы. „мы его наказываем, а ему это ни о чем, мы пробовали уже пять раз, нет, десять раз“ – это ни о чем. Это еще борьба за власть, а не лечение.
Другой вариант – проблема все-таки имеет под собой генетически-гормональную основу и детдомом только усугоблена, тогда без таблеток, увы, наверное, не обойтись.
Но в любом случае мы находимся в области, где надо действовать не по наводке из интернета, а под прикрытием хорошего психиатра. Так что…
Я тоже грешным делом в сторону аутичных черт подумала. Не только эхолалии, но и вопросы по 100 раз про строителей (и другое из описанного) на ритуалы смахивают. + Непонимание, как нормально идти на контакт.
Вот читаю и думаю, что похоже все на регрессию, похоже, что Борюсик своим появлением спровоцировал. Когда Ренат понял, что младший конкурент пришёл навеки поселиться, стал "делать вам младенца".
Кроме того, ускоренное физическое развитие, возможно, забирает большую часть сил. Отсюда стереотипии в играх и поведении. А тут он ещё получил соперника в нагрузку. Интеллектуальное развитие начинается с точки покоя, когда ребёнок чувствует себя защищено. А Ренату, похоже, собственных энергетических ресурсов не хватает сейчас, тревожно. Какая уж тут учёба.
Все ,конечно, может случиться. Но если вы его когда-то считали умным мальчиком, просто-то так он поглупеть не может.
А может эти вопросы, на которые он знает ответы, это, своего рода, ритуал? Ну или типа проверяет, всё ли ещё так как всегда или не дай бог что-то поменялось не в лучшую сторону? А то вдруг если строители больше не строители, то мы и вовсе не в школу идём а куда-нибудь в другое незнакомое место и там будет страаааашно?
В человеческой психике есть такая особенность: мы не то что конкретного человека принять не можем, а психика сопротивляется против сопровождающих его физ.недостатков, психологических травм и странностей в поведении. Наш животный инстинкт восстает против нежизнеспособной в суровых природных условиях особи, если уж совсем грубо. Слабый член стаи — угроза для всей стаи.
Как бы мы ни хорохорились, ни кричали про высокую духовность и мыжеЛЮДИ, но, по сути, мы всё-таки животные. Одухотворённые, да, с Божьей искрой в душе, но животные. Со всеми отсюда вытекающими и выползающими.
Как говорит мою любимый спец по работе с неуравновешенными владельцами собак Цезарь Миллан: "Не надо себя винить, так будет сложнее измениться".
И да, он плохо доверяет еще и потому, что он меня помнит, сколько себя, я думаю (с 2-х лет) и все это время до 5-ти лет, я то появлялась на несколько недель, а то и дней, а потом снова растворялась в тумане на многие месяцы. Что для маленького ребенка вечность.
Я почти на 100 % уверена, что он считает меня той, которая его когда-то бросила. Может специально и не думает, ибо нечем пока ))) но чувствует так, я практически уверена.
Что не добавляет нам взаимопонимания ((
А по поводу Рената что хочу сказать. Вы, мамашенька, люто зажрались всё-таки много от него хотите, как мне кажется. Да, у вас прекрасная семья, Вы чумовая мать, снимаю шляпу. Но! Годы в системе будут икаться ему всю оставшуюся жизнь. Это суровая правда и от неё не спрячешься. Как — другой вопрос, жизнь покажет. И потом, человек семимильными шагами догонял сверстников не столько в интеллектуальном плане, сколько в физическом. Если бы надо мной в столь сжатые сроки провели столько мед.экзекуций, то я бы начала убивать налево и направо тоже стала чудить. Как минимум. Дайте ему ещё времени и не заостряйте внимание на негативе, переключайтесь сами и переключайте его.
я умного ничего не скажу про психиатрию и про какие-то сложные аспекты депривации, я про себя могу)
, потому что самое главное для меня - чтоб дите не раздражало. И тогда мне все равно, что оно орет, скачет обезьяной, ворует еду или писает мимо горшка все время и что если к нам кто придет в гости по случаю и написает на пол, то и спасибо, в общем-то, большое, никто не заметит.
самое сложное, как я понимаю, то, что он делает что-то совершенно мерзостное для твоего глаза и с этим надо жить. А настроение это наше все. Это наша сила и успех.
поэтому я тебя жалею, обнимаю и шлю дополнительные лучи к твоей огромной доброте и чувству юмора, чтобы тебя хватало на все его ерзанья и закатывания глаз и чтобы тебе не проваливаться со всем этим в темноту, а принимать со здоровым сарказмом.
про повторения я вот самолично читала какого-то умного врача, что это болезненная потребность в стабильности. вот каждый день на одном и том же месте видеть одно и то же и задавать один и тот же вопрос - это для больных признак стабильности. любые перемены вгоняют в невроз. а в случае с детьми это неосознанное стремление жить в устойчивом мире в полной стабильности.
не помню, кто из великих сказал, но это как раз ваш случай: "пока я был в концлагере, мне еженощно снились кофе и булочка, это было два года. С тех пор прошло 40 лет, у меня каждое утро есть кофе и булочка, но еженощно снится концлагерь".
Рената догоняет весь овощной сюр из прошлого. Зачем он так старательно возвращается туда мысленно, и бессознательно проигрывает весь этот ад - не знаю. И бессмысленный ( с твоей точки зрения) развлекаловки, и эхолалии, и тесный контакт с малознакомыми (ребятишки так маструбируют, обтираясь об волонтеров и приходящих "гостей" - это все отдача, прилетающая из веселого заведения под названием дом ребенка.
Почему у Татьяны этого нет? потому, что она сидела овощем и ни с кем не контактировала - ей не с чем сравнить - она из вакуума попала в огромный информационный поток, и свыклась с этим. а Ренат -был членом "местной тусовки", вместе со всеми "развивался", "сек местную поляну" - вот оно и догоняет теперь. Рену необходимо выплеснуть этот жуткий опыт и вырваться из собственного персонального Адика. Но самостоятельно такие дела не делаются.
Я предполагаю, что местные психологи тебе не смогут помочь, потому, что собственными глазами не видели, через ЧТО пришлось пройти твоему ребенку. Попробуй как нибудь (с инетом она не дружит) связаться с Татьяной Владимировной Дорофеевой.
Ренат пять лет в системе отсидел, т.е. если исходить из распространённой гипотезы, что его реальный психологический возраст - это паспортный минус "вырванные годы", то он сейчас как раз где-то примерно наравне с Борюсиком, а то и помладше местами.
То, что он не сразу с появлением Борюсика откат выдал - возможно, в первое время Ренат просто надеялся, что Борюсик у вас в гостях ненадолго, а когда понял, что и он "пришёл навеки поселиться", тогда и начал выдавать "лялечку".
Касательно улучшения пространственного восприятия - можно попробовать пока отстать от него с кубиками-пазлами и действительно оставить только самые простейшие разрезанные пополам картинки. И хвалить-хвалить, когда получается, чтобы вернуть ребёнка в зону успешности. Можно попробовать на пару с ним и с Борюсиком заниматься - иногда "здоровая конкуренция" подстёгивает (подглядывание у соседа по занятиям иногда приносит гораздо больше пользы, чем выслушивание маминых объяснений, от которых ребёнок уже привык абстрагироваться). Можно давать им задания типа "положи кубик В коробку, а шарик НА машинку, куклу ПОД книгу" и т.п., причём желательно придумывать как можно более неожиданные варианты.
По поводу развития зоны успешности: посмотрела ваше цирковое видео - Ренат там на сцене всего-то пару минут, но за это время такую порцию харизмы на-гора выдал, что просто ух! Мне его образ Чарли Чаплина напомнил. Может, пока что на этом направлении сосредоточиться? Если он освоил ходьбу без опоры с таким гандикапом, то у него должно быть, по идее, потрясающее чувство равновесия. Может, попробовать предметы какие-нибудь балансировать? Например, шляпу-котелок сначала просто вверх ногами на макушке, а позже такой трюк, когда шляпа сначала на ребре на лбу установлена, а после резкого кивка головой сама на голову надевается. Или какой-нибудь мячик поролоновый на плече удержать (можно его препарировать - выковырять немного середину и положить туда стеклянную бусину - тогда он, по идее, устойчивее должен быть). Или в зубах держать какую-то тросточку (типа палочки от мороженого, только подлинее и пошире) и на ней сначала картонный рулончик от туалетной бумаги, поставленный торчком, удержать пытаться, а когда начнёт получаться, то два рулончика друг на друге, один рулончик на боку и т.п. Заметно было по видео, что он ловит настоящий драйв от внимания публики, т.е. такие занятия будут нужны именно ЕМУ, а не вам, и будет меньше желания вас потроллить, как это сейчас происходит при сборке кубиков.
Ну и про "крокодила в полосочку" тоже очень правильная стратегия - деть просто пообщаться хочет, а ввиду маленького кругозора подходящих тем не находит. Я своим на традиционное "что делаешь" часто отвечала "сапоги с вареньем кушаю" - их тоже сразу на смех пробивало и дурацкие вопросы на некоторое время прекращались.